МБОУ СОШ №30 г.Шахты

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
jikolai
По материалам прессы 90-х гг.

Николай Парамонов, в отличие от брата торной дорогой идти не желал. Революционные настроения 1905 года оказали на него немалое влияние. Он активно участвовал в студенческих волнениях, сидел в царской тюрьме, был исключен из Петербургского университета и выслан домой, в Ростов. Освободившись от обвинений, поступил и окончил Киевский университет, получив диплом горного инженера. К тому времени Николай получил в подарок от отца шахту и решил заняться горным делом всерьез. Он построил в 1910 году новую шахту, назвав ее именем отца "Елпидифор".

Известный революционер И. Машинский, лично знавший Николая, в 1927 году в журнале "Пролетарская революция" писал: "Парамонов - прелюбопытнейшая фигура в русской революции. Крупный капиталист, человек американской складки, машинизировавший свои рудники в Грушевском антрацитном районе по последнему слову техники, имел пристрастие ко всем крупным затеям, даже в революционном подполье. Он, например, при содействии нашей группы (Донского комитета РСДРП) поставил издательство "Донской речи", наводнившее всю Россию популярными народными изданиями, которыми социал-демократы повсеместно пользовались для своей пропаганды. За издание революционных книг был приговорен к нескольким года заключения в царской крепости".

Парамонов не был ярым революционером, но русское самодержавие ему тоже было не по душе. Он выступал за буржуазно-демократическую революцию, чтобы дать возможность стать у власти в стране, таким как он. В своем издательстве он выпускал и марксистскую и эсеровскую и просто либеральную литературу. Книги Парамонов издавал дешевые, от одной до 12 копеек. Кто выписывал книг на 3 рубля - имел скидку, не платил за пересылку. Книжные магазины тоже пользовались 30-процентной скидкой. Издательское дело он поставил с купеческим размахом. Склады размещались не только в Ростове, но и за его пределами. Кроме политизированной, печаталось очень много просветительской литературы, русской и зарубежной классики. Но конечно, основной доход приносили шахты.

К 1918 году капитал Парамонова составлял 22 миллиона рублей. На чем же он его нажил? Еще одна цитата неизвестного автора: "Парамонова учила госпожа "конкуренция", военная и предвоенная конъюнктура, именно это и заставило его кроме рудника построить кирпичный завод, завод подков, брикетную фабрику и химзавод, работавшие на военные поставки. Либерал, будучи типичным представителем класса буржуазии, который стремился к политической власти, пытался приспособиться к рабочему движению и играть в нем роль. Парамонов в целях увеличения прибыли от своего производства не останавливался даже перед тем, чтобы передать небольшую часть прибавочной стоимости на развитее культуры своих рабочих. На руднике была построена школа, организовано общество трезвости, работал кинематограф, представители интеллигенции рудника проводили вечера для рабочих". Школа, построенная Парамоновым для детей шахтеров, стоит на Артеме, и по сей день. Дома, в которых жили инженерно-технические работники, тоже целы. Парамонов умел эксплуатировать, но оставил о себе хорошую память, потому что критерий разумности, пользы был основным в его действиях. Он ввел самые высокие расценки и ставки для рабочих и служащих. Его шахта была самая большая, лучше других технически оснащена. "Елпидифор" славился на весь Донбасс. При шахте были построены магазин, столовая на 400 посадочных мест. Существовала касса взаимопомощи.

Парамонов олицетворял собой тех людей, которых он хотел видеть у власти в стране: деловых, разумных, думающих о завтрашнем дне. То, что произошло в 1917 году, было конечно, ударом ... Белый пароход отчалил от берега и поплыл в Турцию. На дворе - двадцатый год. Пароход называется "Принцип". А везут на нем рухнувшие надежды и мечты. Все, прошлого больше нет. Семья Парамоновых в Россию больше никогда не вернется. Не на "Принципе", не из принципа. Со временем они переедут в Германию. Николай Парамонов попытается вернуть деньги, уже перечисленные немцам за новое оборудование для шахты "Елпидифор". Увы, ему откажут. Семья обеднеет, во время войны переедет в американскую зону на территории Германии. Как зарабатывал на жизнь Парамонов - неизвестно.

Директор артемовского музея (в г. Шахты) А.Т. Григоренко сказал, что лет пятнадцать назад (эта статья опубликована в начале 90-х) к нему приезжал знакомый писатель В. Ющенко и сообщил о том, что Парамонов участвовал в 1946 году в конгрессе, проводившемся в Германии, как представитель угольной промышленности Франции. Но это неофициальные сведения, ничем не подтвержденные. А точно известно, что умер Николай Парамонов в 1946 году.

 
Вы здесь: Главная О школе Музейный уголок